Рекуператор

Рекуператор предназначен для отсоса аэровзвеси из камеры, очистки воздуха от краски и сбора порошковой краски для повторного использования. Таким образом рекуператору принадлежит особая  роль и он является одним из важнейших узлов в составе окрасочного оборудования.  

Все рекуператоры по числу ступеней очистки воздуха от порошковой краски подразделяются на два вида:

1. С одноступенчатой очисткой (фильтр + вентилятор)

2. С двухступенчатой очисткой (циклон + вентилятор + фильтр)

Основными расчетными параметрами рекуператора являются:

- производительность по воздуху Q куб. м/час (Q - количество воздуха, проходящее через рекуператор).

- степень очистки воздуха, выходящего из рекуператора, от частиц краски.

- диаметр циклона, тип, количество.

- площадь фильтровальной ткани, тип ткани.

- сопротивление движению потока аэровзвеси через рекуператор.

Оба типа рекуператоров имеют свои преимущества и недостатки.

Принцип работы рекуператора с одноступенчатой очисткой основан на отсасывании вентилятором воздуха с порошковой краской из камеры через фильтровальную ткань. Ткань периодически очищается. В качестве фильтровальной ткани применяют, как правило, лавсан. Степень очистки воздуха от порошковой краски с использованием лавсана очень высока и составляет около 99,8%.

Работа рекуператора с двухступенчатой очисткой основана на просасывании вентилятором воздуха с порошковой краской сначала через циклон, затем через фильтр. Причем, в практике наибольшее распространение получила схема движения порошковой краски, при которой аэровзвесь проходит через циклон, затем через вентилятор и вдувается во внутрь бака для сбора уловленной краски. Эта порошковая краска удаляется вручную или транспортируется для повторного использования с обязательным просеиванием через сито с ячейкой около 1 мм. В бункере циклона имеется крупная фракция диаметром свыше 20 мкм, в бункере фильтра мелкая, до 20 мкм. В рекуператорах с одноступенчатой очисткой (только фильтр) разделение порошковой краски по фракциям не происходит. Практика показывает, что перед повторным применением порошковой краски после рекуперации, ее обязательно просеивают и тщательно смешивают фракции из бункера и фильтра, а так же добавляют свежую краску.Процент добавки свежей краски определяется из опыта. Например, при применении порошковой краски белого цвета соотношение между рекуперированной и свежей составляет 70% на 30%.

Неисправности рекуператоров.

Самым важным элементом одноступенчатых рекуператоров (фильтров) является устройство (система) очистки фильтрующей ткани. Это устройство должно надежно работать и постоянно контролироваться. Достаточно нескольких часов прекращения работы этого устройства, как сразу нарушается весь процесс нанесения, а именно снижается скорость отсоса аэровзвеси из камеры, происходит накопление порошковой краски на дне камеры и в воздухе появляется пыль в зоне маляра и наблюдается выход ее в цех их открытых проемов.

Вторая, не менее важная, неисправность фильтров - это разрыв фильтровальной ткани. И тогда даже при хорошей работе устройства очистки фильтров, порошковая краска выбрасывается в больших количествах с воздухом в атмосферу. Если в это время применяется краска яркого цвета, то скоро пространство, куда отводится воздух, будет иметь такой же цвет.

Устранение неисправностей.

Прежде всего перед началом работы проверить работоспособность фильтровальных рукавом. Как правило  это делается визуально.

Что касается проверки целостности фильтровальной ткани, то пока надежного технического решения нет. Фильтровальная  ткань в одноступенчатых рекуператорах находится в герметичных корпусах и провести ее осмотр сложно и трудоемко. Практика показывает, что в таком случае приемлемы сразу несколько способов: разборка корпуса, визуальных осмотр ткани, ежедневный осмотр местности, куда выбрасывается воздух после фильтров.

У рекуператоров с циклоном (двухступенчатых) такого жесткого контроля за целостностью ткани не требуется. Как правило здесь ограничиваются визуальным осмотром фильтрующей ткани, доступ к которой прост (достаточно открыть дверь).

В процессе эксплуатации рекуператоров необходимо следить за тем, чтобы не было переполнений порошковой краски в бункерах. Для циклона переполнение бункера нарушает его аэродинамические характеристики и резко снижается коэффициент улавливания порошковой краски (в правильно подобранном циклоне коэффициент улавливания порошковой краски составляет около 80-85 %). К сожалению надежных приборов контроля уровня порошковой краски в бункерах нет. Сложно контролировать что-то в облаке выли с большой концентрацией). Поэтому здесь действует правило  - лучше лишний раз выгрузить порошковую краску из бункера, чем допустить его переполнение.

Качество работы рекуператора зависит в очень большой степени от правильного расчета величины аэродинамического сопротивления, которое оказывает рекуператор движению через него потока аэровзвеси. По величине сопротивления подбирается тип вентилятора. Практика показывает, что несоответствие величины сопротивления типу вентилятора, есть одна из самых распространенных ошибок. В этом случае можно рекомендовать следующее: для всех типов рекуператоров вентилятор должен быть как минимум среднего напора, т.е. иметь число оборотов около 2800 об/мин. Если вентилятор удален далеко от камеры и от рекуператора (10-15 метров) и в воздуховодах имеется много изгибов, то вентилятор здесь должен быть уже высокого  напора (давления).

Распространенной ошибкой, также, является заниженный диаметр циклона. Чтобы избежать этого рекомендуется при выборе циклона пользоваться номограммами для из расчета.  Эти номограммы приведены во всех справочниках по пылеулавливанию.